Сайты образовательных организаций Тюменской области

Емельянова Алёна, 8 класс «Мой мультимедийный проект «МАСЛЕНИЦА»

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Миясская средняя общеобразовательная школа»

Мультимедийный проект

Тема:  «Масленица – один из традиционных

           праздников в славянской культуре»

Эпиграф:  «Культура – всё полезное и красивое, что создано людьми,

а   не природой» (Из энциклопедии)

Емельянова

Алёна Вячеславовна

Ученица 7 класса

Руководитель

Михайлова

Людмила Васильевна

                                                                          Мияссы

2014

Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Краткая аннотация

3. Эпиграф

4. Введение

5. Основная часть

6. Заключение

7. Список источников и литературы

8. Приложение

 

Пояснительная записка

У русского народа много обычаев и праздников. Самый весёлый праздник в начале весны- Масленица.

Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого.

Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.

В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром. Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.

Масленица в любой другой год, длится 7 дней, это неизменно. И каждый день масленичной недели имеет свое особенное значение.

В понедельник масленичной недели, проходят народные гулянья, пекутся блины, круглый блин олицетворяет солнце. Блины, желательно, смазать маслом и съесть с медом. В масленичную неделю блины делают на молоке и яйцах в большом количестве. Первую партию блинов всегда раздавали на поминовение усопших.

Во вторник масленичной недели, народные гулянья продолжались, с самого утра молодые люди начинали кататься и звали всех остальных. Собирали богатые столы, приглашали гостей на блины, катались с ледяных горок.

В среду масленичной недели, теща обязательно должна была позвать зятя на блины, скорее всего, вы не раз слышали выражение «к теще на блины», оно пошло со стародавних времен. Кроме зятя, теща приглашала так же других родственников и друзей, отведать вкусных блинов на масленицу.

С четверга, масленица разворачивалась на полную катушку, тут уж начинались настоящие гулянья. В этот день катались на горках, катались на лошадях, устраивали кулачные бои, карнавалы и шумные пиры.

В пятницу зять звал тещу на блины, этот день масленичной недели называли тещины вечерки. Зятья в этот вечер звали своих любимых тещ и угощали их блинами, возможно, что они их даже пекли сами!

В субботу масленичной недели, начинались золовкины посиделки. В этот день невестки приглашали своих свекровок на блины и должны были подарить подарочек на память.

Последний день масленичной недели – прощенное воскресенье. В этот день все должны просить друг у друга прощенья, даже если считают, что ни в чем не виноваты. Так же, в этот день обязательно сходить в церковь и попросить прощенья у Бога за все грехи. Когда просишь прощенья у людей, нужно поклониться в ноги, а человек, у которого просят прощенья, должен ответить, «Бог простит, и я прощаю». В этот день вы должны подготовиться к Великому посту. В этот день уже не пекут блинов и не устраивают веселий. В этот день стоит задуматься над своей жизнью.

Масленица ассоциируется с блинами и народными гуляньями. Сейчас уже не так пышно встречают масленицу, однако, праздник этот будет отмечаться в России и других странах бывшего СССР всегда, пока живут там славяне.

Есть одна примета про масленицу. Если человек провел масленичную неделю скучно и бедно, не хватило денег и времени даже чтобы напечь блинов, весь год будет неудачлив и проживет в бедности. Чтобы не привлекать в свою жизнь неудачи и безденежье, пеките блины всю масленичную неделю, ходите в гости и приглашайте гостей в свой дом.

 Аннотация

Слово-культура- часто встречается в нашей речи. Оно пришло к нам из латинского, имеет множество значений.

В современном понимании культуры- совокупность (соединение) достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Проще говоря, всё, что создано людьми за всю многовековую историю: письменность, научные знания, искусство, традиции, праздники, орудия труда, дома, средства транспорта, одежда- всё это (и многое другое) и есть культура. К ней относятся и традиционные старинные праздники, в том числе и Масленица, которая силами учителей, школьников и их родителей прошла в  марте в нашей школе и    о которой захотелось рассказать.

 Введение

Тема, заявленная в проекте, актуальна. Чтобы не угасало великое духовное наследие, которое многие века одно поколение наших соотечественников передавало другому, чтобы наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций, чтобы крепла и приумножалась наша Родина, мы должны воспитывать настоящих патриотов и граждан своей Отчизны.

Цель:

1. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, культурных традициях народов России;

2. Готовность к нравственному самосовершенствованию, культурному саморазвитию;

3. Привлечение внимания учащихся к вопросам развития культуры родного края;

4.Сохранение культурно-исторического наследия;

5. Создание условий для воспитания у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре своего народа.

Задачи:

— Способствовать воспитанию патриотических, гражданских и духовно-нравственных качеств учащихся через  проведение традиционных народных праздников;

— Способствовать нравственному и эстетическому совершенствованию подрастающего поколения;

— Способствовать развитию творческих способностей и проектного мышления  учащихся, их сотрудничества с педагогами и родителями в ходе создания мультимедийного проекта.

 Основная часть

Праздник – это всегда приятное общение учителей, детей и их родителей друг с другом. При подготовке и проведении праздника всегда  проявляются такие нравственные качества человека как доброта и отзывчивость, искренность и гуманность, чуткость и трудолюбие, дружелюбие и солидарность. Праздник  как одна из составляющих направлений в воспитании  призван раскрыть первостепенное значение  семьи в жизни человека, общества и государства, воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к традициям и обрядам родной культуры.

Праздник Масленица формирует первоначальное представление об отечественной культурной традиции, уважительное отношение традициям и обрядам своего народа, формирует у учащихся ценностно- смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие в дальнейшем целостное восприятие отечественной истории и культуры.

Этапы работы над проектом:

1. Ознакомительное чтение, анализ текста.

2. Составление сценария.

3. Распределение ролей и подготовка спектакля.

4. Инсценировка.

5. Рефлексия.

6. Оформление проекта.

7. Презентация проекта.

В празднике принимали участие учителя, учащиеся школы, их родители и гости.

На подготовку Масленицы ушло две недели. Участники сценария хорошо выучили свои слова, вместе с учителями, классными руководителями приготовили костюмы Весны, Зимы, Масленицы, скоморохов. Все девочки были красочно одеты, повязаны яркими цветными платками, походили на русских красавиц, которыми славилась Русь, Россия. На празднике звучали стишки, частушки, загадки и пословицы о временах года, о Масленице, зиме, весне и, конечно, о блинах. А их – то было несчётное количество! Так постарались мамы и бабушки! Ребята поиграли в русские народные игры: «Петушиные бои», «Бой мешками», перетягивание каната, эстафеты, «Броски в цель». Не обошлось и без хоровода и любимого всеми  «ручейка». Закончился  праздник традиционным сжиганием  Масленицы. Мероприятие всем присутствующим понравилось.

Заключение

Ребята, да и взрослые узнали очень много  о том, почему появился такой праздник, что обозначает Масленица, когда  и как проводится она. Они соприкоснулись с истоками культуры русского народа, почувствовали себя частицей великого русского народа, продолжателями его традиций. Таким образом традиционные русские праздники, в том числе и Масленица,  необходимо проводить в системе. Роль их в духовно- нравственном воспитании велика. Они пробуждают в душах людей те патриотические и гражданские чувства, которыми всегда славился русский народ.

 Список литературы

1.      Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки. М.,: Художественная литература,1988.

2.      Православный церковный календарь «Московская патриархия». 2000.

3.      Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997.

4.      Детские подвижные игры/ Составитель В.И. Гришков. Новосибирское книжное издательство, 1992.

5.      Олимпиады. Спорт. Здоровье/ Ред.-сост. Л. И. Жук-МН.: ИЗД. ООО «Красико-Принт», 2003.

6.      Читаем. Учимся, Играем/Журнал- сборник. Сценарии для библиотек и школ №2, 2010. 

 

Дата размещения: 06.09.2014


НОВОСТИ
Архив новостей