Сайты образовательных организаций Тюменской области

Работа школьной библиотеки

 

ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ: КАК ЕГО ПРОБУДИТЬ?

Одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей, снижается и уровень грамотности или просто происходит общение на своём лексиконе. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло. В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера, телефона. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Порой выясняется, что дети даже не знают русских народных сказок и их героев. Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать — одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей — знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать и развивать дальше. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе. Самой важной задачей является процесс формирования интереса к чтению у школьников — проанализировать методическую литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы; — поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению; — привитие школьникам навыков чтения; — организация творческих занятий, конкурсов, с целью развития учащихся как читателей; — помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение проблемы его поддержки. Роль семьи в развитии интереса к чтению Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА. Начало этой системы — в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, -родители пример ему». И если родители — люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать? Приведу несколько советов родителям, которые можно предложить на одном из родительских собраний: — читайте детям вслух с самого раннего возраста. — покупайте детские книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка, — не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, — организуйте совместное чтение и обсуждайте с ребенком прочитанную книгу, — создайте в доме детскую библиотечку, — берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами. — поощряйте детей за чтение. — подпишитесь на газеты, журналы для ребёнка с учётом его интересов. Семья, безусловно, является важным фактором, влияющим на развитие детского чтения в нашей стране. В семье формируется личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению. Формирование, развитие и поддержание интереса к чтению у школьников. Положительное отношение к чтению, по мнению школьника, начинается с той минуты, когда: — ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, — когда он откроет личный смысл в читаемом, — когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. В младшем школьном возрасте (7-9 лет) идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению. На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои — это, прежде всего, герои действия. Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Роль учителя на уроках чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель сам влюбляет в неё и своих учеников. Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения школьной и сельской библиотеки. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. С первого класса начинается тесное сотрудничество с сельской библиотекой. Для первоклассников проводятся библиотечные уроки, выставки детских книг, конкурсы рисунков. Также организую разнообразные формы работы с учреждениями культуры. В своей практике я использую следующие формы работы: — библиотечные часы; — экскурсии в музей, — конкурсы чтецов; — конкурсы рисунков по произведениям; — инсценировки сказок, отрывков из рассказов, песен; — викторины; — оформление стенгазет; — различные выставки литературы; — подбор материала к предметным олимпиадам; — праздники. Многие мероприятия готовятся и проводятся совместно с педагогом-организатором. Важной и неотъемлемой частью повышения интереса к чтению являются не только книги, но и журналы, газеты. Часто ребята могут почитать, просмотреть их на больших переменах или после уроков. Это «Мишутка», «Миша», «Колобок», «Весёлые картинки», «Непоседа», «Тюменские непоседы», «Мир и подросток». На мой взгляд, правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует: — формированию устойчивого читательского интереса школьников; — умению работать с литературой определенного рода; — умению правильно анализировать, сопоставлять высказывания или описывать свое мнение; — формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности; -даже результат успешной сдачи ЕГЭ; — правильный выбор профессии.

 

 

 

Дата размещения: 06.09.2014


НОВОСТИ
Архив новостей